НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В своей педагогической деятельности я прошла через освоение и применение
различных систем обучения.
В первые годы работы осваивала традиционную систему
обучения, однако со временем стала понимать, что традиционные технологии дают лишь
определенные знания и умения.
Меня заинтересовала образовательная система «Школа
2100», привлек принцип: «каждый ребенок может узнать максимум, но должен
освоить минимум». Обсудила выбор с родителями учащихся, они меня полностью
поддержали, и вот результат – мои ученики стали с большим интересом учиться,
успешно справлялись с контрольными работами.
Следующим шагом на пути моей педагогической
деятельности стало освоение системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Принципы
этой системы – ученическая самостоятельность в освоении материала, творческий
подход – стали мне близки. Убеждена, что система Л.В. Занкова неслучайно
последние десятилетия так популярна среди педагогов и родителей. Особенно важно
знание основ этой системы в связи с переходом на стандарты второго поколения, в
которых важное место уделяется системно-деятельностному подходу и развитию метапредметных
универсальных учебных действий.
И сейчас я уже постепенно погружаюсь в атмосферу
инноваций, связанных с введением ФГОС, нахожу там то интересное и важное, что
через два года поможет мне выстраивать учебный процесс с моими будущими
учениками – первоклассниками.
Технологии в моей педагогической деятельности
Современный мир – мир высокоразвитых технологий и
информации. Применение информационно-коммуникационных
технологий сейчас уже не инновация, а насущная потребность.
С помощью программ Office подготавливаю к
урокам текстовые и наглядные материалы (тесты, контрольные задания, дидактический
материал, анкеты), создаю презентации. Кроме этого, систематически использую
мультимедийные ресурсы (электронные учебники, интерактивные тренажёры и другие
программные материалы), например, «Изучаем единицы измерения», «Математика.
Хитрые задачки», «Почитай-ка!»; «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» и др.
Всё это позволяет расширить возможности учебного
процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также
повысить интерес к обучению.
На протяжении нескольких лет совместно с учащимися
класса принимаем участие в работе Дистанционной
математической школы Новосибирского центра продуктивного обучения
(филиал ИПО РАО), по форме «Коллективный ученик».(сертификат, сертификат)
В 2009 году мы приняли участие в VIII-й Международной интернет-олимпиаде среди
образовательных учреждений «Эрудиты Планеты-2009».(сертификат)
Этот конкурс и занятия в дистанционной математической
школе продемонстрировали интерес учащихся к информационным средствам обучения,
стремление овладеть навыками самостоятельной работы на компьютере, доказали
эффективность влияния использования информационно-коммуникационных технологий
на качество образовательного процесса и учебные результаты школьников.
С 2012 года учащиеся моего класса и их родители начали
использовать образовательный ресурс «Дневник.ру», позволяющий организовать
дистантную взаимосвязь с учителями.
Хорошие результаты даёт и применение на уроках технологии проектной деятельности,
позволяющей учителю реализовывать принцип индивидуализации
обучения, активизировать личностный потенциал ученика, а учащимся – видеть
практическую пользу от изучения конкретного предмета. Как следствие, отсюда – повышение
интереса к учёбе, исследовательской работе, «добыванию знаний», их презентации,
что способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их
личности, высокой мотивированности.
В копилке класса – ряд коллективных учебных проектов: «Задачи на движение», «Круговорот
воды в природе», «История одного города – Усть-Илимску 35 лет». В рамках городского
конкурса «Мой домашний экзотический питомец» учащимися Жарниковой Еленой и
Скачковой Алиной разработаны и представлены индивидуальные исследовательские
проекты «Вислоухий кролик» и «Красноухая черепаха».
Одной из важных задач считаю создание благоприятных
здоровьесберегающих условий, необходимых для обеспечения эффективной
деятельности учащихся, как на уроках, так и во внеучебной деятельности, что обуславливает
значимость использования в образовательном процессе здоровьесберегающей технологии.
На основании результатов медико-психолого-педагогической
диагностики, наблюдения веду мониторинг физического развития и физической
подготовленности учащихся своего класса.
В портфолио класса и каждого учащегося входит листок
здоровья, где фиксируются физические показатели ребёнка, результаты
мониторинга. Информация о динамике здоровья учащихся обязательно озвучивается
на собраниях или в индивидуальных беседах с родителями учащихся, в течение
которых вырабатываются рекомендации по проведению профилактики заболеваний,
выработке мер по сохранению физического и психического здоровья детей.
Регулярно проводятся классные часы с приглашением врачей-специалистов, беседы
по профилактике вредных привычек.
Кроме того, ежегодно контролирую соблюдение правил
маркировки мебели и определение посадки учащихся в классе в соответствии с их
группой здоровья, что регламентировано нормами СанПиН.
Результативность использования здоровьесберегающих
технологий в образовательном процессе подтверждается тем, что количество
пропусков уроков по болезни снижается: 2010-2011 год – 9 уроков на одного
учащегося, 2011-2012 год – 7 уроков на одного учащегося. Также наблюдается
положительная динамика показателей по заболеваниям опорно-двигательной системы
(2010-2011 год – 11 %, 2011-2012 год – 6 %) и офтальмологическим заболеваниям (2010-2011
год – 9 %, 2011-2012 год – 7 %).(листок здоровья)
В рамках предметов школьного компонента изучаются
такие дополнительные курсы, как «Введение в школьную жизнь», «Учусь учиться»,
«Полезные привычки», позволяющие обратить внимание и корректировать нравственно-психического
здоровье учащихся, развивать коммуникативные и регулятивные навыки.
Распространение и обобщение опыта
2010 год – участие в фестивале педагогических идей
«Открытый урок», публикация конспекта урока «Почва – важнейшая часть экосистемы»
на сайте
педагогического университета «Первое сентября» – (сертификат, диплом)
2011 год – участие в I Всероссийской заочной научно-практической конференции
«Актуальные проблемы образования: теория и практика», публикация статей
«Занимательные дидактические приёмы как механизм развития познавательного
интереса первоклассников на уроках окружающего мира» и «Развитие творческого
мышления учащихся первых классов: дидактические материалы» (в соавторстве с
Т.А. Бузмаковой) (сертификат)
2012 год – участие в III Всероссийской заочной научно-практической конференции
«Актуальные проблемы образования: теория и практика», публикация статьи «Эмоциональные
приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского
языка в начальной школе» (сертификат)
Социальная деятельность
Важное место в моей жизни занимает общественная
работа, которую я считаю значимой составляющей своей профессиональной
деятельности. На мой взгляд, чем более активен педагог, тем более активны дети.
Если учитель встаёт на лыжи или коньки, выходит на сцену декламировать или
играть в КВН, преодолевает полосу препятствий или участвует в социальной акции
на улицах города, то и учащиеся с удовольствием включаются в досуговую или
социальную деятельность: ведь перед ними «заразительный» пример их любимого
педагога.
С 2004 года я являюсь председателем профсоюзного
комитета школы, неоднократно высокий уровень моей работы был отмечен городским
комитетом Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Управлением
образования Администрации города и Президиумом Иркутского областного профсоюза.
Направления моей общественной деятельности достаточно
разнообразны: работа в предвыборных кампаниях, ежегодное участие в демонстрациях
и шествиях, городской выставке «Сад-огород», играх КВН, капустниках, рафтинге, соревнованиях
среди работников образования: туристический слёт, волейбол, стрельба из
пневматического оружия.